anagnosis (anagnosis) wrote in rus_culture,
anagnosis
anagnosis
rus_culture

Чаадаев: материалы к пониманию часть I

С Чаадаевым мы знакомы с самого детства. Первым ключом к его пониманию - становится, конечно, Пушкин. Для многих он и остается на уровне пушкинских стихов, что на мой взгляд совсем неплохо. Но потом, если мы вдруг начинаем читать Чаадаевские "Философские письма", "апологию сумасшедшего", поздние письма и воспоминания о нем, то перед нами совсем необычайная картина. Что уж говорить, даже Михаил Осипович Гершензон так и не разобрался с Петром Яковлевичем до конца (дальше объясню почему). И Чаадаев так и остался одним из самых противоречивых философов. Стоп! Прозвучало слово - философ. Был Чаадаев философом? Мамардашвили считал его "единственным" философом в России вообще. Почему? Начнем по порядку. Чаадаеву посвящу не один пост.
Проглядывал вестник Богословского университета в Париже в поисках статей о. Сергея Булгакова и  наткнулся совершенно случайно на статью известного философа и богослова Василия Зеньковского (его труды были недавно изданы в изд. "Русский путь" - библ. см. в след. посте). Эта статья основана на критическом осмысленнии, вышедшего в 1935 в серии "Литературного Наследства", полного собрания философских писем Чаадаева. На основе этой статьи, работы Гершензона (1) и того, что я читал у самого Чаадаева задался несколькими важными вопросами:

Почему именно философские "письма". почему именно этот жанр?
1. Причина, по которой Чаадаев избрал форму "писем" в качестве композиции. Зеньковский объясняет  следующим образом:
"Чаадаев, избрав форму писем для изложения, затруднил для читателей понимание своих взглядов".  Ответ на этот вопрос также следует посмотерть у Гершензона  в своей  работе "Чаадаев: жизнь и мышление", как я помню, он объяснял это тем, что такая форма была привычна для того времени и т.д. и т.п., но следует еще раз проверить.
Однако, пока мое предположение следующее - письма - это аллегория формы сократовского диалога, только вместо какого-нибудь Критона - собеседник философа - читатель.

2. Чаадаев - религия и история. Соотношение.
 
Зеньковский пишет, что религиозное стоит у Чаадаева выше, а Россия "вообще не стоит в центре исследований Чаадаева".
Религиозные оценки тоже разнятся - Гершензон пишет, что Чаадаев совершил чуть ли не предательство тем, что не перешел в католицизм, а Зеньковский видит это вполне естественным, потому что "трагическое беспокойство, жажда понять тайну времени всецело владели Чаадаевым.", по уровню проникновенности этого чувства Зеньковский даже сравнивает его с Хомяковым. 

3. Не является ли причина по котрой Чаадаева называли "единственным философом" его представление о философии языка или лучше сказать выделение им коммуникативной функции этой еще строго не сформулированной философии?

Цитируя Чаадаева: "В день создания человека Бог беседовал с ним и человек слушал и понимал и этот глагол, передаваемый от поколения к поколению  вводит человека в мир сознаний и превращает его в мыслящее существо"

(1) библиография в след. посте
Tags: Гершензон, Зеньковский, Платон, Пушкин, Хомяков, Чаадаев, философские письма
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments